Часто кажется, что успех на олимпиаде прямо пропорционален тому, насколько участник погружен в свой предмет. Это верно лишь отчасти. Не вполне правильная мотивация, волнение в самый неподходящий момент, боязнь поражения — все это может помешать. Именно поэтому с кадетами важно проводить работу по психологической подготовке к олимпиадам. Педагог-психолог 4 учебного курса СПКУ Марина Викторовна Рязанцева регулярно проводит для кадет занятия, направленные на развитие эмоциональной саморегуляции, понижение учебной тревожности и профилактику умственной усталости.
В ходе групповых и индивидуальных занятий кадеты учатся техникам саморегуляции. Например, медитация и дыхательные упражнения помогают снизить тревожность, успокоиться и справиться со стрессом. Визуализация дает возможность представить успешное прохождения олимпиады для развития уверенного поведения и достижения целей. Позитивные установки позволяют обрести уверенность в своих силах. Техники тайм-менеджмента помогают в планировании времени на подготовку, перерывы и отдых, чтобы избежать переутомления.
По итогам таких тренингов кадеты и психолог провели журналистский опрос. Юные корреспонденты – кадеты 4 курса Артём Маслов, Артём Михайлов, Тимур Ткаченко, Матвей Харламов задали педагогу-психологу несколько вопросов.
- Марина Викторовна подскажите, а что еще помогает преодолеть страх перед неуспешным выступлением?
- Конечно работа с негативными убеждениями. Во время индивидуальных консультаций мы с кадетами обсуждаем различные пути развития событий: «Что будет, если ты выиграешь? А если проиграешь? Что ты будешь делать дальше?». Страх всегда связан с неизвестностью. Если подросток не понимает, что он будет делать после поражения, не знает, как отреагируют взрослые рядом с ним, не отвернутся ли от него сверстники, — тогда он будет бояться. А если у кадета нет ощущения, что после проигрыша он получит какой-то негатив в классе или дома — то и бояться он будет меньше. Поэтому тут важнее всего поддержать и проговорить, что он может прийти к своей цели каким-то другим путем или попробовать свои силы в другой раз. В любом случае, олимпиада— это шаг вперед!
— Некоторые наши одноклассники переживают, что если не добьются успеха на олимпиаде, то кого-то подведут или разочаруют — это ведь действительно не лучший мотиватор. А какой может быть экологичная мотивация для участия?
— Идеальная мотивация — внутренняя познавательная, когда ребенку настолько нравится предмет, что он готов целый год или даже несколько лет посвятить глубокому его изучению. Но это в идеальном мире, а в реальности всегда много нюансов. Подростка может мотивировать, например, желание расширить круг общения, познакомиться с интересными людьми, сверстниками и преподавателями, которые увлекаются одним предметом. Нет ничего плохого и в том, чтобы мотивироваться поступлением в определенный ВУЗ. Но тут важно взрослым правильно это подать, не «Если ты не выиграешь олимпиаду, то не получишь дополнительные баллы к поступлению». А скорее так: «Почему бы не попробовать поучаствовать в олимпиаде? Путь этот Он сложный, зато интересный и достаточно выигрышный — можно получить дополнительные баллы в ЕГЭ. Если не получится, есть и другие варианты заработать дополнительные баллы». Но вообще у кадет, которые участвуют в олимпиадах, редко бывают проблемы с мотивацией. Чаще всего им искренне интересен предмет.
— В каких случаях стоит посоветовать кадету обратиться за индивидуальной психологической помощью?
- Если преподаватель или воспитатель видит резкие перемены в поведении или настроению воспитанника. Например, если он был активным, а вдруг стал тихим, если кадет совершает нехарактерные для себя поступки. Если сам кадет, чувствует, что не может справиться с волнением, которое мешает ему качественно подготовиться к олимпиаде.
Важно, чтобы кадет знал, что он не один и о помощи всегда можно попросить.