Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

Совет обучающихся (Самоуправление) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Правовой основой развития ученического самоуправления является Закон РФ «Об образовании» ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом» и Устав кадетского училища. Каждый воспитанник СПКУ имеет право избирать и быть избранным в состав органов самоуправления училища.

Самоуправление складывается в соответствии с такими принципами, как:

  • самоопределения (определение личностных целей в конкретных проблемах);
  • защищенности и ответственности;
  • нравственных и культурных норм (вместо труда-работы должен быть труд-забота);
  • сотрудничества и открытого педагогического воздействия.

Самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации.

Цели и задачи ученического самоуправления.

Цель – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи:

  • формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира, развития самостоятельности, мышления и самосознания;
  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, Отечество;
  • воспитание желания преодолевать трудности и помогать окружающим найти себя.

Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

Принципами работы органов самоуправления являются:

  • открытость и доступность;
  • добровольность и творчество;
  • равенство и сотрудничество;
  • непрерывность и перспективность.
Структура органов самоуправления учебных курсов 5,6,7-х классов

Согласно концепции социально-педагогической адаптации, воспитанники СПКУ проходят цикл полной адаптации (вторичная адаптация) в течении трех лет после поступления в учебное заведение. Таким образом, для воспитанников учебных курсов 5, 6, 7-х классов основными задачами успешного обучения в СПКУ являются формирования коллективов классов, активной гражданской позиции и личной социальной инициативы каждого кадета. Внедрение и реализация военной составляющей и системы младших командиров успешно выполняет все перечисленные задачи, но кадеты данной возрастной категории не могут в полной мере осознавать свою социальную ответственность за то или иное поручение. Поэтому органы самоуправления младших классов являются частью линейной организационной структуры управления курсов. 

В Совет курса входят: председательствующий руководитель комитета по проекту «Наставничество» от закрепленного старшего курса, руководители курсовых комитетов и в рамках реализации военной составляющей на учебных курсах 5,6,7-х классов представители Совета младших командиров, деятельность которого контролирует лично начальник курса.

При этом по инициативе педагога-организатора и с разрешения начальника курса воспитанники 5,6,7-х классов имеют право по собственному желанию объединяться в комитеты по интересам. При формировании подобного комитета руководитель избирается из числа его членов. Сопровождение деятельности подобных комитетов осуществляет педагог-организатор курса. Следует отметить, что редакционная коллегия курсов является обязательным самостоятельным комитетом самоуправления младших курсов. 

Структура органов самоуправления учебных курсов 8, 9, 10-х классов

Структура органов самоуправления учебных курсов 8, 9, 10-х классов строится по принципу линейно – штабной организационной структуры.  Данный вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения – штабы. В нашем учреждении их роль выполняют Советы кадет курсов, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают начальникам курсов в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования, организационной и аналитической. В остальном, эта структура соответствует линейной. Также, следует отметить, что линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным, что соответствует развитию уровня социализации воспитанников старшей возрастной группы. Данная структура в ограниченных пределах позволяет воплощать идеи современной философии качества.

Руководящим органом самоуправления на курсе является Совет курса. Руководит советом председатель курса, кандидатура определяется путем ежегодного закрытого голосования всех кадет учебного курса. Регулирует работу данного Совета начальник курса, координирует – педагог-организатор.

Воспитанники старших курсов имеют право по собственному желанию объединяться в комитеты по интересам при Совете кадет курса. При формировании подобного комитета из числа его членов избирается руководитель, который входит в состав Совета курса. Причем, в самоуправление старших курсов входят обязательные комитеты: информационно-аналитический (редакционная коллегия), административно-хозяйственный, организационный и комитет реализующий проект «Наставничество».

Также руководители комитетов по проекту «Наставничество» учебных курсов 8,9,10-х классов присутствуют в качестве председательствующего на собраниях Советов младших командиров младших курсов, закрепленных за ними по проекту «Наставничество».

В постоянный состав Совета курса входят руководители постоянных комитетов, из числа которых путем назначения при проявленном ими желании и активной социальной позиции назначаются заместитель председателя Совета курса и секретарь.  

Структура и порядок работы Совета кадет СПКУ

Руководящим органом самоуправления училища является Совет кадет СПКУ. В состав, которого входят председатели Советов самоуправления учебных курсов 8, 9, 10-х классов, а также руководители комитетов по проекту «Наставничество». Совет кадет СПКУ согласно линейно-штабной организационной структуры является «штабом» при руководстве училища и их действия координируются заместителем начальника училища (по воспитательной работе). 

Председатель Совета СПКУ избирается в начале учебного года, на первом заседании, путем назначения из числа членов Совета, при проявленном им желании и активной социальной позиции. Данная процедура актуальна также для избрания заместителя председателя и секретаря Совета. По инициативе ОВП СПКУ в состав Совета кадет СПКУ могут временно входить воспитанники учебного курса 11-х классов для подготовки разного рода общеучилищных и внешних мероприятия, а также организации последнего звонка и выпуска из учебного заведения. 

Решение Совета самоуправления считается принятым, если за него проголосовало более половины его членов.

Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.

Совет разрабатывает рабочие планы и исполняет их.

Деятельность Совета может быть прекращена на основании принятия соответствующего решения, на общем собрании кадет училища. 

Права участников системы самоуправления СПКУ

Участники самоуправления:

  • равны в правах;
  • имеют право на методическую поддержку от кураторов, прикрепленных к каждому структурному подразделению, а также защиту и поддержку интересов всего коллектива училища;
  • имеют право вносить свои предложения и открыто высказывать свои мысли по решаемой проблеме;
  • представители органов ученического самоуправления имеют право участвовать в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации;
  • имеют право формировать мнение совета обучающихся, как субъектов образовательного процесса, выражающего точку зрения о применении к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания определённых правилами применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания в Ставропольском ПКУ.
Обязанности участников системы самоуправления СПКУ

Участники самоуправления обязаны:

  • участвовать в решении поставленных целей и задач;
  • показывать пример в учебе, общественном труде, беречь собственность училища;
  • соблюдать дисциплину, проявлять инициативу;
  • проводить в жизнь решения органов самоуправления, которые приняты на основе общего согласия;
  • доводить членам совета предложения кадет, рассматривать их на заседаниях органов самоуправления.
  • рассматривать дисциплинарные проступки кадет, к которым будут применены меры дисциплинарного взыскания, определённые правилами применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания в Ставропольском ПКУ, для формирования мнения совета обучающихся.