Классные руководители кадет первого года обучения Ставропольского президентского кадетского училища превратились из виртуозных солистов, привыкших к сложным ариям и высоким нотам, в дирижеров детского хора. Семинар «Переключая регистры: как педагогам выпускных классов найти общий язык с пятиклассниками?» был проведен педагогом-психологом, кандидатом психологических наук Илоной Евгеньевной Раецкой для классных руководителей пятых классов.
Благодаря метафоре «переключения регистров» Илона Евгеньевна обозначила ключевую проблему, с которой сталкиваются педагоги, привыкшие работать с выпускниками, и неожиданно оказавшиеся перед необходимостью устанавливать контакт с пятиклассниками. Переход из старшей школы в среднюю – это не просто смена аудитории, это настоящая смена «регистра» общения, требующая от педагога гибкости, чуткости и понимания возрастной психологии.
В рамках семинара Илоной Евгеньевной были предложены для прослушивания музыкальные произведения, которые затем подверглись анализу с позиции контрастов (темп, громкость, инструменты, мелодия, ритм). Была проведена параллель между сложным и простым репертуаром музыканта, благодаря чему выделены основные различия в психофизиологическом и психоэмоциональном плане выпускников и детей 10-11 лет.
В рамках семинара были рассмотрены особенности мышления и восприятия детей младшего подросткового возраста. Илона Евгеньевна акцентировала внимание на том, что методы и подходы, эффективно работающие со старшеклассниками, могут оказаться совершенно неэффективными, а порой и контрпродуктивными, при взаимодействии с пятиклассниками. Важно учитывать их потребность в игре, наглядности и более эмоциональной подаче материала.
Педагоги получили возможность поделиться своим опытом, задать вопросы и получить рекомендации по решению сложных случаев. Особое внимание было уделено техникам активного слушания, методам мотивации и способам создания позитивной атмосферы в классе.
Подчеркнув важность саморефлексии и постоянного развития, психолог призвала классных руководителей не бояться экспериментировать и искать новые, творческие подходы в своей работе.
В заключение семинара Илона Евгеньевна подчеркнула, что переключение регистров – это не «понижение» уровня, а проявление профессионализма, сознательная адаптация стиля преподавания, языка, ожиданий и методов к потребностям и возможностям пятиклассников. Это требует гибкости, креативности и готовности к переменам. И главная задача в этом направлении – научиться плавно и уверенно переключаться между ними, чтобы каждый воспитанник, независимо от возраста, чувствовал себя комфортно и успешно.
Главный вывод, который сделали участники семинара: пятиклассники – это не маленькие взрослые, а дети, нуждающиеся в особом внимании и понимании.