На базе Ставропольского президентского кадетского училища состоялся краевой практико-ориентированный семинар под названием «Методическая экосистема учителя информатики». Участниками семинара стали преподаватели информатики общеобразовательных учреждений Ставрополья, провели семинар преподаватели ОД (математика, информатика и ИКТ) СПКУ.
Практико-ориентированная задача повышает интерес к предмету, способствует развитию любознательности и творческой активности. При решении таких задач обучающиеся сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы, одним словом – действуют. В процессе учебной деятельности в арсенале приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты умозаключений и правила конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Именно решение задач ведёт к развитию способности самостоятельно и логически мыслить, учит строить математические и информационные модели реальных ситуаций, возникающих в профессиональной области.
Руководитель ОД (математика, информатика и ИКТ) Ирина Юрьевна Асманова во время семинара рассказала о методах и принципах, используемых при решении практико-ориентированных задач, а также привела примеры задач, используемые ею в ходе уроков.
Преподаватели активно участвовали в мастер-классе и сами определяли вопросы: в каком уроке можно использовать указанную задачу, какие педагогические приёмы лучше использовать, какое программное обеспечении можно использовать на данном уроке. Преподаватели поделились мнениями и пришли к выводу о необходимости активного использования практико-ориентированных задач в учебном процессе.
Мастер класс «Может IT?» – проекты с воспитанниками и педагогами» провёл преподаватель математики Виктор Борисович Копылов. Он рассказал гостям, что за последние 10 лет было создано множество учебных проектов вместе с кадетами 8-11-х классов в сфере информационных технологий. Пришло время поделиться опытом в этой сфере, надеясь на конструктивную беседу по такой актуальной теме. Затем он раскрыл технологию реализации IT-проекта как способа обучения, а также затронул технические аспекты, которые помогли достигнуть результата.
Проектная работа сейчас является актуальной темой в образовании и внедряется в практику. Потому, что педагог и воспитанник вместе создают продукт за короткий промежуток времени, и в то же время кадеты узнают что-то новое.
Также в рамках краевого семинара для учителей информатики прошёл мастер-класс «Лайфхаки для успешной сдачи ЕГЭ по информатике». Его провёл преподаватель информатики СПКУ Александр Филиппович Ханов. Сдача ЕГЭ – это ответственный момент в жизни выпускника, предъявляющий особые требования не только к уровню интеллектуальных способностей, психического и эмоционального состояния, но и осведомлённости и полного понимания выпускником структуры и организации ЕГЭ по информатике. Во время мастер-класса были рассмотрены вопросы способов решения новых заданий №6 и №22, введённых в 2023 году. Также разобрано решение самого трудного задания №27 на два первичных балла с помощью префиксных сумм и динамического подхода в программировании.
Преподаватель ОД (математика, информатика и ИКТ) Юлия Викторовна Докучаева в рамках семинара провела открытый урок «Не опять, а снова...».
ФГОС третьего поколения с 2022 года выдвинул новые требования к преподавателям технологии – включить в основную программу робототехнику. В Ставропольском президентском кадетском училище модуль Технология (информационные технологии) ведут преподаватели информатики, основываясь на учебнике Копосова.
Уроки робототехники для кадет 6 классов в основном образовании в рамках предмета Технология в Ставропольском президентском училище проводятся не первый год.
Во время открытого урока Юлия Викторовна продемонстрировала эффективность образовательной робототехники в развитие функциональной грамотности и упрочении мотивации к изучению информатики. На уроке кадеты решали задачу упрощения программы для робота, путём использования алгоритмической конструкции «цикл».
Кадеты составляли программу движения робота по заданной траектории, заменяя повторяющиеся действия конструкцией «цикл», тестировали и исправляли ошибки.
На уроках робототехники, изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление. Также, предполагается использование компьютеров для составления программ управления. Для роботов Lego Mindstorms EV3 используется блочное программирование, более удобное для развития логического и алгоритмического мышления шестиклассников.
Почти каждый урок – это мини-проект, включающий в себя: изучение материала; практическое занятие (сборка и программирование); эксперимент (тестирование); устранение дефектов и неисправностей.
Уникальностью таких проектов на основе робототехнических комплексов является взаимосвязь между различными областями знаний, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики с развитием инженерного мышления через техническое творчество.
В рамках краевого практико-ориентированной семинара состоялся также круглый стол «Функциональная грамотность, как экосистема информатики», модераторами которого выступили преподаватель информатики СПКУ Жанна Сергеевна Шипулина и старший преподаватель ГБУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» Анастасия Ивановна Кондрашова, а педагог дополнительного образования Илья Олегович Барабаш провёл открытое занятие дополнительного образования на тему: «Применение геоинформационных систем при изучении основ военной подготовки».
Завершился семинар внеурочным мероприятием «Интерактивный спектакль», который подготовили преподаватели ОД (математика, информатика и ИКТ) Галина Григорьевна Семеняк и Татьяна Владимировна Лубчук. Кадеты 3,4 и 5 курсов показали представление «Вовка в тридевятом царстве» для кадет 3 курса и гостей семинара. Спектакль прошел успешно, кадетам понравилось выполнять интерактивные задания, которые были им предложены в течении спектакля. Все участники постановки ответственно подошли к своим ролям. Отдельных бурных оваций удостоились исполнители ролей Василис Премудрых – кадеты Еременко Михаил, Агарков Владислав, Гурудов Константин (8Е класс), Печки – кадет 9Б класса Марков Иван и, конечно же, главный герой сказки – Вовка, роль которого сыграл кадет 9А класса Шогенов Ислам.