Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

Традиционно каждый год весной Ставропольское президентское кадетское училище проводит Всероссийский форум образовательных инициатив «Задаём вектор педагогического развития». VI Форум состоялся 8-10 апреля 2025 года в очном режиме на базе и при поддержке Федерального центра знаний «Машук» (г. Пятигорск).

Участниками форума стали представители более чем 20 довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны России. Санкт-Петербург, Кемерово, Кронштадт, Оренбург, Севастополь, Краснодар, Владикавказ, Хабаровск, Ставрополь и другие города России – такова география Форума – почти 200 человек из 18 регионов нашей огромной страны.

Главная цель этого образовательного мероприятия: обучение педагогических работников и руководителей довузовских образовательных организаций современным инструментам и методикам работы с детьми и молодёжью.

Открыл работу Форума начальник Ставропольского президентского кадетского училища, кандидат технических наук, профессор Вячеслав Валерьевич Преснухин:

– Мы рады приветствовать всех на нашей гостеприимной ставропольской земле. Наш Форум проводится уже шестой раз с целью обмена опытом, мнениями по проблемным вопросам организации образовательной деятельности вживую, в кругу друзей и единомышленников. В этом году Форум проходит в курортном городе Пятигорске на базе уникальной образовательной площадки федерального уровня для подготовки просветительских и управленческих кадров. Огромная благодарность руководству Центра званий «Машук», что они согласились организовать и провести на своей площадке такое мероприятие. Программа форума очень насыщена и интересна. Естественно, мы с вами обменяемся нашими мнениями по эффективному ведению образовательного процесса, но главная задача – не только обмен передовым педагогическим опытом, но и тиражирование наших лучших образовательных практик. Желаю всем тесного эффективного сотрудничества и взаимопонимания.

Генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание», кандидат социологических наук Антон Владимирович Сериков также обратился с приветственным словом к участникам Форуму. Он рассказал об истории Центра Знаний «Машук», его целях, задачах и планах на будущее. В Центре «Машук» постоянно проходят образовательные программы. Подобные мероприятия проводят и в центре «Сенеж», основной аудиторией которого является управленческое звено, и в центре «Таврида» с образовательными и развивающими мероприятиями для молодёжи. Миссия «Машука» звучит так: «Учим тех, кто учит». Поэтому основной аудиторией этого Центра Знаний являются педагоги. Если проводить аналогии, то можно смело сказать, что Центр знаний «Машук» – это Артек для взрослых. 

Программа образовательного Форума включала лекции, практикум, работу дискуссионных площадок по нескольким направлениям, неформальное общение участников и экспертов.

Среди задач образовательного мероприятия:

- создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ;

- обзор актуальных трендов в образовании, знакомство с инновационными инструментами и технологиями обучения;

- обсуждение вызовов современного образования и эффективных решений и проектов по вопросам повышения качества обучения в условиях системной трансформации современного общества;

- обсуждение роли образования в формировании патриотических ценностей;

- тиражирование лучших образовательных практик в профессиональном сообществе довузовского образования;

- консолидация научно-педагогических ресурсов и укрепление межрегиональных связей в образовательной деятельности педагогов.

Первый день работы форума продолжила лекция вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора (г. Москва) Виктора Стефановича Басюка «Воспитательная среда и формирование гармонично развитой личности».

А завершился первый день образовательного мероприятия командообразующей активностью. Участники Форума, разделившись на группы, маслом на холсте писали фрагменты картины. Увлекательный творческий процесс, волшебство взаимодействия красок на палитре, и порой полное непонимание, что именно рисуется! Но в итоге, когда все закончили работу и как пазлы сложили вместе все фрагменты, получилась картина, наполненная цветами и смыслами. Так и в педагогическом процессе, каждый преподаватель отдельной дисциплины, воспитатель, тренер, руководитель образовательного процесса – вместе работают над созданием полноценной личности растущего человека. 

Следующий день VI Всероссийского форума образовательных инициатив «Задаём вектор педагогического развития» продолжился лекцией заместителя начальника Ставропольского президентского кадетского училища по учебной работе, кандидата педагогических наук, доцента, члена-корреспондента международной академии наук педагогического образования Сергея Владимировича Степанова «Президентское кадетское училище как образовательный тренд Министерства обороны (на примере Ставропольского ПКУ).

Если в первый день Форума говорили о глобальных вопросах воспитания и образования, то теперь, словно перебросили мостик, перейдя от общего к конкретному, поговорили о современной системе довузовского образования Министерства обороны Российской Федерации, которое берёт своё начало в год коренного перелома в Великой Отечественной войне, в 1943 году. Это дата создания суворовских военных училищ. О плюсах и минусах, преимуществах и трудностях в системе довузовского образование сегодня говорил лектор. Преодолеть все проблемы во все времена помогало неравнодушие педагогов, их преданность профессии. Как доказательство, Сергей Владимирович принёс журнал воспитателя Ставропольского суворовского военного училища, располагавшегося в городе Ставрополе в период с 1943 по 1962 годы. В журнале сохранились записи про то, как суворовец не желал учиться, а привлекала его только форма, но в процессе его обучения, работы с ним педагогов и товарищей, в корне меняются его взгляды на жизнь. В итоге нерадивый воспитанник оканчивает учёбу без троек. 

Приводя в пример Ставропольское ПКУ, Сергей Владимирович Степанов подчеркнул, что за 9 выпусков училище выпустило 914 воспитанников, 504 из которых стали офицерами, в копилке училища 140 Федеральных медалей «За особые успехи в учении», 16 стобалльных результатов по ЕГЭ. А это всё результат того, что абсолютно в каждом воспитаннике нужно уметь разглядеть хорошее.

Для того, чтобы сформировать патриота, самое важное – показывать личный пример. Как из школьников делают настоящих лидеров? Почему наставничество и патриотизм – не просто слова, а основа воспитания? На форуме «Задаём вектор педагогического развития» в Центре знаний «Машук» заместитель начальника Ставропольского ПКУ по учебной работе Сергей Владимирович Степанов поделился в интервью о том, как в кадетских училищах формируют будущее страны, чему учат и что помогает создавать настоящих защитников Родины.

Продолжилось мероприятие лекцией-беседой с директором департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбиной Ахатовной Бикбулатовой на тему «Просветительские проекты Российского общества «Знание».

Затем преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Борис Борисович Лавринов выступил с лекцией «Ценностно-мировоззренческие ориентации российской молодёжи». Борис Борисович тщательно проанализировал ценности и поведенческие особенности различных поколений современной молодёжи, поделился практическими советами как лучше доносить до них информацию. 

Председатель Общественного совета при Минпросвещения России, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022», учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №16 городского округа Орехово-Зуево (Московская область) Дмитрий Владимирович Лутовинов провёл мастер-класс «Новые подходы к обучению и воспитанию». 

Очень важно – научить ребят противостоять вызовам нашего меняющегося мира. Многие говорят: «Сейчас дети не те» – а может, и правда не те. Но это ведь не про проблему, а про новое время, – так рассуждал Дмитрий Владимирович. В интервью Центру знаний «Машук» он рассказал, почему традиционные методы больше не работают, как найти подход к современным школьникам и в чём сила новых образовательных решений. 

Продолжилось образовательное мероприятие работой дискуссионных площадок. 

На площадке «Больше, чем обучение» обсуждали проблемы развития, социализации и воспитания в условиях относительно закрытой образовательной среды довузовской организации.  

На секции «Процесс присвоения знаний» говорили о мотивации, как ведущем факторе, регулирующим активность, поведение, деятельность личности обучающегося

Глобальные и локальные проблемы образования и перспективы довузовского образования обсуждали в рамках работы площадки «Лучи и векторы».

Участники площадки «Проводники смыслов» пытались описать личность современного педагога, его профессионализм и рост, формирование компетенций саморазвития, современные технологические средства и сервисы для педагога, максимально востребованные и эффективные для обучающегося.

Жаркие споры сопровождали работу каждой площадки, но «в споре рождается истина». После состоялась презентация работы дискуссионных площадок.

Завершающий день Форума начался с тренинга «Профилактика профессионального выгорания», который провёл психолог, кандидат психологических наук Михаил Анатольевич Хорс. 

Выгорание случается почти у всех, кто неравнодушно относится к своей деятельности. Что, если вы давно не чувствовали радости от работы? Или не понимаете, как вовремя «перезарядиться»? Ответы в интервью с Михаилом Хорсом, которое он дал на форуме «Задаём вектор педагогического развития».

Лекция «Творчество в образовательном процессе» специалиста в области символического языка в искусстве и инклюзивного образования в области культуры, историка искусств Александра Иосифовича Архангельского стала завершающей в череде мероприятия образовательного форума.

В итоге трёх дней работы Форума все пришли к выводу, что это образовательное мероприятие позволило заняться поиском пути к вершинам педагогического мастерства в воспитании будущих офицеров. Путь этот сложен и требует постоянной актуализации знаний и навыков.

Благодаря образовательной программе её участники смогли обновить представления о направлениях государственной политики и работе с молодым поколением. В практической форме педагоги нашли ответы на многие сложные вопросы, задаваемыми молодым поколением, в процессе обмена опытом между коллегами и в общении с известными учеными и политиками получили новые педагогические и методические идеи и находки, а кроме того, получили великолепные впечатления от посещения Кавказских Минеральных Вод и проживания в живописном курортном месте у подножия горы Машук.

Фото медиагруппа ЦЗ "Машук"