Уже прошло более 23 лет с момента начала эксперимента по введению новой формы аттестации выпускников и 15 лет с момента установления ЕГЭ в качестве обязательного экзамена для всех выпускников страны. Однако для многих старшеклассников подготовка к ЕГЭ является самым тревожным моментом в их жизни. Почему так происходит и как помочь старшеклассникам снизить уровень тревожности говорили с педагогами кандидат психологических наук, педагог-психолог Илона Евгеньевна Раецкая и педагог-психолог Полина Викторовна Михайлова.
Испытания есть в каждом возрасте и на каждом этапе они важны для формирования личности. Уровень переживаний при первом публичном выступлении в детском саду почти такой же, как при сдаче ЕГЭ. Мы строимся из маленьких шажочков, никто не просит кадета пятого класса сдавать ЕГЭ. Сдача выпускного экзамена по силам выпускникам, они прошли весь процесс обучения, у них есть опыт получения двойки и пятерки, есть знания всего учебного курса.
ЕГЭ - очередной этап жизни, такой же, как выпуск из садика и поступление в школу, как первый неудачный опыт дружбы, как победа в конкурсе.
В рамках занятия обсуждались такие вопросы как:
1. Что общего можно увидеть в отношении к ЕГЭ педагогов и кадет?
2. Какая связь между тревогой педагогов и кадет?
3. Какой отклик отрицательно заряженные высказывания педагогов о ЕГЭ будет находить у кадет?
4. Чем я, как педагог, могу помочь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ?
5. Какие мои действия могут ухудшить результаты кадет?
6. Какие стратегии поддержки используются в Вашей профессиональной деятельности?
В завершении мероприятия Илона Евгеньевна обратила внимание педагогов на то, что наши старшеклассники, которых мы готовим к столь значимому этапу в их жизни, находятся в возрасте ранней юности, который является сензитивным периодом для формирования межличностных отношений. Это тот период, когда юноши учатся важным вещам в своей жизни! И если сейчас, в этом возрасте этот момент будет упущен, и ребенок полностью будет погружен в учебу и этот слой потеряется, то дальше, ему будет тяжело это наверстать и риск оказаться социально неприспособленным остается высокий!
Семинар дал возможность глубже понять собственные чувства и эмоции, связанные с процессом подготовки старшеклассников к экзаменам, обменяться опытом и узнать способы, приемы и стратегии психологической поддержки старшеклассников при подготовке к ГИА, которые возможно использовать в работе с кадетами выпускных классов.