Для педагогов отдельных дисциплин, педагогов-воспитателей, педагогов-классных руководителей Ставропольского президентского кадетского училища педагогом-психологом, кандидатом психологических наук Илоной Евгеньевной Раецкой было проведено открытое занятие «Паттерны поведения в детском возрасте».
Все наши действия играют значительную роль в судьбе, определяют взаимодействие с миром и с самим собой. Каждый день мы поступаем конкретным образом в определенной ситуации. По большому счету, все наше поведение можно свести к набору паттернов. Какие-то из них могут быть конструктивными, какие-то деструктивными. Понимание и изменение неэффективных способов поведения помогают человеку добиться большей гармонии, самореализации и улучшения качества жизни.
В рамках занятия педагогам было предложено порассуждать о «работающем» поведении. Приводились достаточно яркие примеры такого поведения: педагоги говорили о влиянии традиций, культуры на формирование определенных паттернов поведения. Участниками занятия отмечена важность прошлого (детского) опыта человека и обращенность к нему уже во взрослом возрасте: часто, зарождаясь в раннем детстве, шаблоны поведения остаются стабильными на протяжении всей жизни, если не осознавать и не менять их.
Сталкиваясь с проблемой деструктивного поведения кадет, педагоги должны уметь распознавать истинный мотив «ошибочного поведения», основные причины такого поведения и ряд истинных целей, скрытых за ним.
В ходе занятия Илона Евгеньевна познакомила педагогов с четырьмя целями ошибочного поведения детей: привлечение внимания, борьба за власть, месть (компенсация), избегание неудач (демонстрация несостоятельности). Психолог объяснила особенности, причины и способы идентификации каждого типа поведения.
Интерес педагогов вызвали предложенные Илоной Евгеньевной способы педагогического вмешательства при поведении кадет на привлечение внимания, которые они могут использовать в своей профессиональной деятельности.
Педагоги очень активно включились в обсуждение вопросов о том, что стоит за «ошибочным» поведением кадет, в нахождении причин такого поведения, собственных педагогических стратегий поведения во взаимодействии с детьми.
Илоной Евгеньевной была подчеркнута важность открытого и честного педагогического взаимодействия с детьми.
Открытый диалог педагогов и обмен опытом способствовал максимальному погружению в тему поведенческих проблем кадет, выработки общей тактики работы, преодоления схожих трудностей в своей профессиональной деятельности.