Идущая уже почти три года специальная военная операция стала тяжелым испытанием для многих людей, в первую очередь – для самих бойцов и их семей. Одни воины возвращаются с поля боя и борются с внутренними травмами и переживаниями, другие – уходят, навсегда оставив боль в душах и сердцах своих детей, жен и матерей. Важной составляющей работы с кадетами, пережившими утрату родителя на СВО, является их психологическая поддержка и создание благоприятного микроклимата в учебных коллективах.
Как объяснить кадету, что произошло? Как помочь кадету, который имеет горе в своем сердце, продолжить жить и успешно учиться? Эти и другие вопросы были подняты Илоной Евгеньевной Раецкой, педагогом-психологом, кандидатом психологических наук на семинаре-практикуме с воспитателями первых, вторых и четвертых курсов.
Когда происходит то, что не должно происходить – заболевание, длительное лечение, обстрелы, необходимость куда-то срочно перемещаться — это не может не затрагивать ребенка. Взрослые не могут сделать так, чтобы эти события никак не касались детей. Но мы можем сделать так, чтобы эти события превратились для ребенка в опыт, но не оставили длительного травматического следа.
Илона Евгеньевна познакомила воспитателей курсов с возрастными особенностями переживания горя, особенностями педагогического наблюдения за кадетами, их сопровождения в этот непростой для них период – период переживания утраты.
В форме активного диалога воспитатели ознакомились с алгоритмом действий по поддержке кадет из семей погибших участников СВО, обозначили маркеры неблагополучного переживания горя, делились с коллегами способами реагирования на острые эмоциональные проявления у кадет.
По завершении мероприятия всем участникам были предложены информационные буклеты, содержащие информацию о психолого-педагогической поддержке кадет из семей участников СВО при утрате близких родственников.