В современном мире, полном вызовов и возможностей, роль родителей в формировании личности ребенка становится все более значимой. Но как именно родительские поступки – порой неосознанные – влияют на будущее наших детей? Именно этот вопрос стал ключевым на постоянно действующем практико-ориентированном семинаре СПКУ «Такие разные дети», проведенном заведующим методическим кабинетом Натальей Станиславовной Петровой совместно с педагогом-психологом, кандидатом психологических наук Илоной Евгеньевной Раецкой.
В ходе занятия педагоги углубились в понимание жизненных сценариев, концепции, разработанной Эриком Берном. Была подчеркнута тесная связь между этими сценариями и судьбой человека: наши убеждения, решения и поведенческие паттерны часто коренятся в детстве и определяются семейным окружением.
Натальей Станиславовной было подчеркнуто, что жизненный сценарий – это подсознательный план жизни, который формируется в раннем детстве под влиянием родительских посланий, вербальных и невербальных. Это своеобразный «скрипт», определяющий основные события, паттерны поведения и эмоциональные реакции человека. Ребенок, получая одобрение или порицание, интерпретирует окружающий мир и создает убеждения («Я хороший/плохой», «Мир безопасный/опасный»). Эти убеждения становятся фундаментом для формирования сценария.
«Жизненный сценарий – это своего рода «план жизни», который ребенок формирует на основе родительских посланий и реакций, – пояснила Илона Евгеньевна. – Этот сценарий может быть, как конструктивным, ведущим к успеху и счастью, так и деструктивным, полным ограничений и разочарований».
Особое внимание на семинаре было уделено родительским установкам. Эти невысказанные, но ощущаемые ребенком послания формируют его самооценку, уверенность в себе и представление о мире: «Ты у меня все сможешь!», «Я горжусь тобой!», «Ты имеешь право на ошибку», «Не высовывайся!», «У тебя ничего не получится!», «Мир опасен».
Психолог подчеркнула, что родители не всегда осознают, какие установки транслируют своим детям. Важно анализировать свои слова, поступки и реакции, чтобы убедиться, что они не наносят вреда.
Во второй части занятия педагоги перешли к практическим упражнениям: сопоставляли различные типы родителей с соответствующими стилями воспитания, а также разработали конкретные рекомендации по взаимодействию с каждым типом.
Семинар стал отправной точкой для более глубокого понимания влияния поступков родителей на будущее детей. Педагогам были предложены практические инструменты, которые помогут им оказывать поддержку детям, «застрявшим» в негативных сценариях:
- наблюдение и анализ своего поведения;
- создание безопасной среды для ребенка;
- поддержка и поощрение инициативы и самостоятельности;
- осознанное общение.
Главный вывод, который сделали участники семинара: осознанное родительство – это непрерывный процесс самоанализа и работы над собой. Только так мы, взрослые можем помочь нашим детям раскрыть свой потенциал и построить счастливую жизнь.
Отзывы участников показали высокую эффективность проведенного семинара. Педагоги отметили практическую ценность полученных знаний и инструментов.









