Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

Всё ли можно в педагогике соединить? Всегда ли проходят химические реакции на уроках химии? А если соединить предмет естественнонаучного цикла – химию - с предметом гуманитарного цикла, например, английским языком, будет ли в этом толк? Такую методическую задачу поставили перед собой преподаватели химии Ирина Анатольевна Панова и английского языка Андрей Юрьевич Козицкий, предложив сменить форму обычного урока на деловую игру.

В методике практико-ориентированных занятий такое оказалось возможным.

Интегрированный урок (химия/английский язык) в 9Б классе был проведен в форме деловой игры с творческим названием - слёт молодых учёных: «Неоднозначная теория электролитической диссоциации (описание событий)». Не секрет, что английский язык – язык международного общения, поэтому и «участникам слёта» пришлось общаться на русском и на английском языках, обмениваться мнениями, ставить опыты и проводить эксперименты, при этом разбираться в противоречивой теории электролитической диссоциации.      

Началось занятие с проблемного вопроса: «Почему химические реакции в растворах происходят не всегда?». О том, что это так подтвердила преподаватель лабораторным опытом. Что поможет кадетам в решении спорных вопросов теории электролитической диссоциации? На уроке участникам встречи предлагались различные задания: «Блиц – опрос», описание эксперимента на английском языке, высказывания о применении электролитов в военном деле. Более того, проведение эксперимента по определению электрической проводимости и комментирование его на английском языке, выявление разных взглядов учёных, идеи которых легли в основу теории электролитической диссоциации нашли место для обсуждения в ходе научного заседания. Несомненно, кадеты ещё раз убедились, что в споре рождается истина.           

Участникам слёта по видеосвязи удалось оказать помощь кадетам СПКУ, разобраться с механизмом электролитической диссоциации и описать этот процесс по видео. Выполнение интерактивных тестов для контроля усвоенного прошло на планшетах, что позволило выявить уровень усвоения материала, а также обнаружить пробелы в знаниях и организовать повторение изученного материала.

В конце занятия, изучив реакции ионного обмена, кадеты дали ответ на проблемный вопрос, поставленный преподавателями в начале урока: «Почему химические реакции в растворах происходят не всегда?».

Ведущей технологией на занятии была технология рефлексивного обучения, а элементы технологии проблемного обучения и критического мышления, дополняющие практико-ориентированное занятие, позволили достичь цели и реализовать задачи, поставленные на уроке в полной мере.