В Ставропольском президентском кадетском училище в минувшие выходные в рамках Исторического киноклуба состоялось обсуждение сразу двух кинофильмов, посвящённых событиям восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Были представлены «Звезда пленительного счастья» режиссёра Владимира Мотыля (1975 г.) и «Союз спасения» (2019 г.) Андрея Кравчука.
Заседание Исторического киноклуба открыл его руководитель, преподаватель истории, кандидат исторических наук Александр Юрьевич Погребной, однако на этот раз ведение дискуссии взяли в свои руки члены исторического клуба «КЛИО» кадеты 9 А класса Алан Дотдаев и Даниил Ковешников.
В самом начале открытого мероприятия ими был обозначен проблемный вопрос: «Декабристы – кто они: государственные преступники или герои?» Ответ на него каждый из кадет должен был постараться дать самостоятельно, исходя из всего услышанного и увиденного, а также с привлечением собственных знаний.
Важно было побудить зрителей – путём сравнения и анализа представленных видеофрагментов с учётом их исторической достоверности – определить, какая из художественных работ в большей мере отражает основные идеи декабристов и соответствует событиям почти двухсотлетней давности. Для облегчения поставленной задачи двое ведущих (А. Дотдаев и Д. Ковешников) время от времени обращались к источникам, цитировали воспоминания непосредственных участников и свидетелей восстания на Сенатской площади.
Сойдясь в оценке безупречной работы художников по костюмам и военно-исторических реконструкторов фильма «Союза спасения», кадеты всё же отдали предпочтение другой картине. И вот почему. Будучи распущенным осенью 1817 г. «Союз спасения» непосредственного отношения к выступлению на Сенатской площади, как и Черниговского полка в Киевской губернии, не имел, что уже ставило под сомнение достоверность изложенных в нём событий. Искажённой в «Союзе спасения» оказалась и Семёновская история 1820 г. С. П. Трубецкой не появлялся у каре Московского полка, не вёл себя фривольно на допросе перед Николаем I. А любовная линия С. И. Муравьева-Апостола вообще является полной фантазией авторов фильма. И это лишь небольшой перечень несоответствий.
Напротив, почти точное портретное сходство героев кинокартины «Звезда пленительного счастья» с их реальными прототипами настраивало на большее доверие. Часто звучавшая французская речь, осанка, манера держаться персонажей фильма, соответствующая эпохе музыка – словно переносили зрителей в начало XIX века. Выдержки из мемуаров заставили поверить, что создатели картины ничего не выдумывали, лишь вкладывая в уста героев действительно произнесённые ими слова. Настолько это совпадало с оригиналом.
В противовес вымышленной любовной истории С. И. Муравьева-Апостола в «Звезде пленительного счастья» представлена, полная драматизма и достоверности, судьба И. А. Анненкова и Полины Гёбль. Тридцать лет они провели в Сибири: сначала на каторге, потом на поселении. В 1856 г. им было позволено выехать с мест ссылки. Спустя два года Иван Александрович становится членом созданного в Нижегородской губернии комитета по улучшению быта крепостных крестьян. В апреле 1861 г. он был награждён серебряной медалью «За труды по освобождению крестьян».
Вывод кадет был однозначен: в наибольшей степени отражает историческую реальность (и по форме и по сути) картина 1975 г. А вот ответ на вопрос «Декабристы – кто они: государственные преступники или герои?» оказался не таким и простым. Даниил Харьковский (9Д), а следом Матвей Курасов (9Г) выдвинули предположение, что они одновременно являются и преступниками, и героями. Подняв мятеж и покусившись на основы самодержавия, они поставили себя вне закона, но бросив вызов власти с идей скорейшей отмены крепостного права и начала ряда политических реформ, при этом не побоявшись сурового наказания, они в глазах части общества стали героями.