Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

В Ставропольском ПКУ стартовал IV форум образовательных инициатив «Задаём вектор педагогического развития». Форум проводится уже в четвёртый раз и имеет статус Всероссийского. В этом году его участниками в очном и заочном формате стали представители довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны России и общеобразовательных организаций Ставропольского края. Санкт-Петербург, Кемерово, Кронштадт, Оренбург, Севастополь, Краснодар, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Ставрополь и другие города России – такова география Форума.

Главная цель, с которой проводится Форум – развитие инициативности и творчества среди педагогических работников, направленных на поиск и применение современных образовательных технологий для обеспечения высокого уровня качества образования.

Обменяться опытом в направлении формирования информационно-насыщенной образовательной среды; распространить лучшие практики по применению инновационных образовательных технологий и электронного образования; организовать сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса; повысить квалификацию педагогов в области современных инновационных, информационных технологий – такие задачи стоят перед участниками Форума.

Научно-методическое обеспечение Форума осуществляется при поддержке руководства Школьного проекта резидента инновационного центра Сколково – компании «ЯКласс».

Гостей Форума приветствовал начальник Ставропольского президентского кадетского училища, кандидат технических наук, профессор Вячеслав Валерьевич Преснухин:

– Многие довузовские общеобразовательные организации Министерства обороны с интересом откликнулись на участие и предложили для обсуждения актуальные проблемы и свой опыт их решения в видео формате. В режиме видеоконференции работу Форума могут посмотреть все желающие. В оргкомитет поступило 52 видеовыступления из 17 довузовских образовательных организаций Минобороны России, а также более 100 статей и материалов для публикации в сборнике по итогам Форума. Одно из ведущих направлений работы нашего Форума связано с проблемами и опытом формирования научно-исследовательского и инженерно-технического мышления молодёжи. Это отвечает вызовам современности и является особенно актуальным в последнее время. Вместе с тем на Форуме будут подниматься и общие проблемы: пути повышения качества образования, вопросы патриотического воспитания, работа с обучающимися с повышенными образовательными потребностями и другие. Итак, IV Форум образовательных инициатив «Задаём вектор педагогического развития» объявляется открытым!

Затем Форум продолжили пленарные выступления известных педагогов и учёных, представителей довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ, общеобразовательных и высших образовательных организаций края.

Первой с докладом на тему «Нравственные ресурсы содержания образования в формировании личности» о том, каким интеллектуальным, духовным, нравственным потенциалом обладает содержание предмета «Русская литература», какие особенности присущи изучению этой учебной дисциплины сегодня, как соотносится содержание заданий ЕГЭ и олимпиад по литературе с требованиями ФГОС в аспекте их содержательных возможностей, и в какой мере эти контрольно-оценочные средства способствуют достижению целей литературного образования и формированию личности – выступила Погребная Яна Всеволодовна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного педагогического института.

Вопросам о формировании общероссийской гражданской идентичности, понимании патриотизма в современных реалиях и патриотического воспитания современной молодёжи, посвятил своё выступление «Современные подходы и проблемы патриотического воспитания молодёжи» – Кемпинский Эдуард Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, руководитель Центра межэтнического взаимодействия отдела гражданско-патриотического воспитания Северо-Кавказского федерального университета.

Продолжили пленарное заседание Алексеева Александра Евгеньевна, руководитель Центра индивидуальной работы со студентами и студенческими объединениями Северо-Кавказского федерального университета и Масимов Кирилл Гераевич, начальник отдела патриотического воспитания Северо-Кавказского федерального университета, комиссар студенческого педагогического отряда «Классики». Их доклад «Волонтёрская деятельность в системе патриотического воспитания молодёжи» был посвящён практическому опыту вовлечения молодёжи в социально-полезную деятельность, работе в системе довузовской подготовки школьников к выбору профессии, развитию активной гражданской позиции (на примере студенческих объединений СКФУ).

О значении проблемы цифрофизации образования, формирования ИКТ-компетентности, инженерного мышления современного подростка в современных условиях использования образовательных ресурсов (на примере образовательных сервисов Яндекс) рассказали коллегам доценты кафедры информатики Института цифрового развития Северо-Кавказского федерального университета – Серветник Оксана Леонидовна, кандидат педагогических наук и Плетухина Алла Алексеевна, кандидат технических наук, представив доклад на тему «Использование образовательных ресурсов и сервисов Яндекс в контексте формирования ИКТ-компетентности». 

Степанов Сергей Владимирович, заместитель начальника СПКУ (по учебной работе), кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования выступил с докладом «Многовекторность развития образовательного процесса как тренд Ставропольского президентского кадетского училища» и поделился практическим опытом применения в СПКУ тех направлений и векторов развития образовательного процесса, которые приносят определённые достижения и могут транслироваться в других образовательных учреждениях.

Проблеме сложности раскрытия понятия «персона» в современной её интерпретации в зависимости от контекста и вопросу персонализации как образовательной модели, позволяющей индивидуализировать учебную деятельность под конкретного обучающегося рассказала Сорокина Наталья Николаевна, начальник лаборатории (инновационных образовательных технологий), преподаватель, ФГКОУ Санкт-Петербургский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», представив доклад на тему «Цифровые средства персонализации образования».

Завершились пленарные выступления докладом «Педагогическая технология Перевёрнутый урок с использованием сервисов портала Якласс». Соколова Юлия Николаевна, преподаватель (руководитель дисциплины) отдельной дисциплины (физика, химия и биология), ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» на примере технологии «перевёрнутого урока» рассказала о том, каким требованиям в современном мире должны соответствовать участники образовательного процесса (и те, кто учит, и те, кто учится), и об основной задаче современного педагога – способствовать формированию у обучающихся навыков самостоятельной деятельности и умению нести ответственность за результат обучения.

В заключительной части пленарного заседания Форума воспитанники Ставропольского ПКУ и Аксайского кадетского корпуса подготовили для гостей училища концерт. Ребята исполнили свои лучшие вокальные, вокально-инструментальные и хореографические номера.

Затем форум продолжил свою работу по секциям, где каждый участник делился своим опытом и идеями в обсуждении актуальных вопросов системы основного общего образования, проектной деятельности, формирования государственного мышления обучающихся, наставничества, инженерного образования, дополнительного образования и внеурочной деятельности и ещё целом ряде вопросов, связанных с дальнейшими перспективами развития образования. Тематически все проблемные вопросы были объединены в 4-х секциях:

– «Педагогический форсайт» или взгляд в будущее довузовского образования Министерства обороны России;

– Современные подходы к организации патриотического воспитания обучающихся;

– Образовательные экосистемы: новая практика нового образования;

– Формирование современного инженерно-технического мышления обучающихся современного общего образования.

Так завершился первый день работы IV Всероссийского форума образовательных инициатив «Задаём вектор педагогического развития» в Ставропольском президентском кадетском училище.