Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

У воспитанников учебного курса 9-х классов Ставропольского президентского кадетского училища состоялось внеурочное мероприятие-лекция на тему «Славные страницы истории нашей страны: Реактивное движение. Ракеты». Провела лекцию преподаватель физики и астрономии Татьяна Николаевна Свирская. Кто придумал Сферу Дайсона? Кто сконструировал запуск ракеты подводного базирования? Какого инженера имел ввиду А. Толстой, когда описывал инженера Лося в произведении «Аэлита»? Кто знаменитые отечественные инженеры и конструкторы? На эти вопросы искали ответы педагог и кадеты во время лекции.

Татьяна Николаевна Свирская рассказала об истории покорения космоса: «Человечество довольно рано познало, что наша планета не одна во Вселенной и с тех пор учёные и изобретатели мечтали о покорении новых высот и неизведанных миров. Но всё было безуспешным, пока не появилось изобретение, способное развить первую космическую скорость – ракета. Ключевая особенность ракет для полёта заключается в том, что им не нужно полагаться на что-то кроме собственного топлива.

Российский офицер Александр Засядко по собственной инициативе начинает разрабатывать боевые ракеты, основанные на уже бывших в то время осветительных ракетах. Дальность полёта его ракет достигала до 2,7 км. Для сравнения – дальность любых артиллерийских орудий на тот момент едва достигала полутора километров.

Генерал артиллерии Константин Константинов разработал проект Николаевского ракетного завода с высокой степенью автоматизации производства, который проработал вплоть до начала XX века и стабильно выпускал по несколько тысяч ракет в год. И значительно улучшил ракету системы Засядко за счёт хвостовых стабилизаторов и модернизировал станок для запуска, благодаря чему удалось увеличить дальность полёта до 4 км.

Человечество задумалось об аппаратах на новых принципах – реактивной тяге. И первые шаги в этой области проложил Иван Мещерский: его исследования явились теоретической основой современной ракетодинамики. Его имя неразрывно связано с именем одного из создателей научных основ космонавтики – К. Э. Циолковского. Циолковский настолько обогнал своё время, что его на Западе в то время попросту не поняли и… забыли!

Тем не менее, начиная с 60-х годов на Западе, крупные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, один-в-один совпадающие с проектами Циолковского, но полностью присваивая себе авторство его идей. К этой категории относятся так называемая «Сфера Дайсона» – гипотетический астроинженерный проект, предложенный Фрименом Дайсоном, представляющий собой относительно тонкую сферическую оболочку большого радиуса (порядка радиуса планетных орбит) со звездой в центре.  Предполагается, что технологически развитая цивилизация может применять подобное сооружение для максимально возможного использования энергии центральной звезды для решения проблемы жизненного пространства.

В 20-х года огромную популярность в СССР получила замечательная научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полёте на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. К концу двадцатых годов ХХ века стало очевидно, что для освоения Космоса подходит только ракетная техника на реактивной тяге. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был реальный советский инженер – преподаватель Московском авиационного института Фридрих Артурович Цандер, он просыпался утром с девизом: «ВПЕРЁД НА МАРС!» На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.

В московскую группу ГИРД входил будущий Главный Конструктор советских ракет-носителей – Сергей Павлович Королёв».

Так, в хронологическом порядке, кадеты от преподавателя узнавали имена великих инженеров и конструкторов, историю развития реактивного движения. И даже во время лекции запустили самодельную модель маленькой ракеты.

Кадеты внимательно следили за ходом лекции и после оставили свои отзывы с информацией по теме, с целью оформления стенда в рекреации космических витрин. Узнали мальчишки во время внеурочного мероприятия и о том, где и как сейчас собирают и конструируют ракеты, где готовят космонавтов, в какие военные вузы нужно поступать, чтобы покорять космос, а также какие профессии нужны для построения ракет.