27 февраля на базе Кадетского корпуса (инженерная школа) ВУНЦ ВВС «ВВА» прошёл семинар-практикум с демонстрацией мастер-класса «Военная составляющая на уроках в инженерной школе». В пленарной части семинара приняла участие преподаватель физики Ставропольского ПКУ Виктория Сергеевна Афанасьева.
Цель семинара: презентация педагогического опыта, направленного на реализацию военной составляющей при проведении учебных занятий в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, внедрение в образовательный процесс современных образовательных практик, повышение профессиональной компетентности педагогов.
Виктория Сергеевна Афанасьева представила свои наработки по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности военной направленности как способа формирования инженерного мышления кадет».
Начав выступление со слов главы государства Владимира Путина на форуме «Сильные идеи для нового времени» от 20 июля 2022 года, где президент заявил о важности инженерного дела для экономики России, подчеркнув, что в некоторых странах до сих пор, представляя человека, к фамилии добавляют титул инженер:
«...Это просто подчёркивает важность инженерного дела для экономики конкретной страны, для общества в целом. И мы обязаны уделять этому необходимое внимание и будем это делать, безусловно. Надо сказать, что сейчас, количество абитуриентов, которые подают заявления в технические вузы, именно на инженерные специальности, достаточно быстро растёт. Вся эта работа должна начинаться, конечно, со школы...»
В своём докладе Виктория Сергеевна говорила о понятии «Инженерное мышление». Мышление успешного в современных условиях инженера – это системное мышление, позволяющее ему видеть проблему с разных сторон, «в целом», с учётом многообразных связей между всеми её составляющими.
Большие возможности для решения выше поставленной задачи открывает проектно-исследовательская деятельность.
Как организовать проектно-исследовательскую работу с воспитанниками?
Начиная с седьмого класса, кадеты под руководством преподавателя выполняют проекты различной сложности военной направленности.
В качестве примера проектной деятельности были приведены проекты, выполняемые в рамках различных конференций.
· К вопросу о зарождении баллистики: Катапульта (7 класс)
· Перспективы использования аэросаней в военном деле (8 класс)
· Войска радиоэлектронной борьбы Российской Федерации (10 класс)
· Система подавления эффекта Джанибекова (11 класс)
Конечно, подготовка и выполнение проектно-исследовательских работ требует много времени и труда, но результаты это оправдывают. Я горжусь тем что выпускники училища продолжили заниматься проектно-исследовательскими работами в вузах Министерства обороны Российской Федерации: Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, Краснодарском высшем военном училище имени генерала армии С.М. Штеменко, Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
Имея твёрдые технические знания и практические навыки наши воспитанники могут быть уверенными в своей будущей конкурентоспособности, которая, несомненно, будет востребована.