Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

У воспитанников 5-6-х классов Ставропольского президентского кадетского училища, занимающихся по программе дополнительного образования «Шаг в науку» (руководитель – педагог ДО Мария Александровна Панченко) состоялось открытое занятие по теме «Морфологические особенности водных плавающих растений и полупогруженных растений». Во время занятия кадеты оказались не в привычных им условиях, а попробовать свои силы в качестве научных сотрудников в «Лаборатории биоразнообразия и экологии растений».

В начале занятия воспитанники разделились на три группы, в каждой из которых для слаженной и быстрой работы распределили между собой обязанности.  В таких научных мини-сообществах были предусмотрены должности: Лаборант; Младший научный сотрудник, Биоэколог, Старший научный сотрудник. Старший научный сотрудник должен был создать подробный отчет о проделанной работе о доложить о результатах, полученных в группе.

По легенде в лабораторию поступило обращение предпринимателя, имеющего зарыбленное хозяйство и небольшую территорию вокруг. Ему хотелось бы облагородить эту территорию растениями, чтобы создать различные места для отдыха, но при этом ему важно качество воды в пруду, так как здесь выращивают мальков.

И вот юные учёные приступили к работе. Кадеты изучали живые объекты – растения болот и озер и аквариумные растения. Среди которых: Сальвиния плавающая (Salvinia natans), Ряска малая (Lemna minor), Пистия слоистая (Pistia stratiotes), Криптокорина Вендта (Cryptocoryne wendtii), Анубиа́с ка́рликовый (Anubias barteri var. nana). Изучали эти растения кадеты с помощью специального оборудования – стереомикроскопа и лупы.

В рамках занятия воспитанники также изучали растения, представленные на рисунках с морфологическим описанием этих растений.

Кадеты фиксировали морфологические признаки изучаемых объектов в таблицу, изучали информацию с карточек с морфологическим описанием и сравнивали полученные данные при проведении исследования с выбранной информацией. Проводили определение живых объектов.

В ходе исследования начинающие биологи установили, что ими были изучены две группы растений: свободноплавающие водные растения и полупогруженные водные растения. Обозначили отличительные и адаптационные морфологические признаки к каждой категории.

Ребята подготавливают отчет по проведенному исследованию и подготовили проект по озеленению пруда.

В завершении занятия старший научный сотрудник каждой из трех рабочих групп доложил о проведенной работе своей группы. Рассказав, кто за какую работу отвечал, какие растения были определены, какие группы растений были исследованы, какие морфологические признаки определены для каждой группы растений и какие растения предлагают использовать для озеленения пруда и почему.

Фото: Тимур Ткаченко, 8Б (ДО "Фотостудия")